Опыты Харлоу
В противоположность психоаналитической концепции либидо, согласно которой психические механизмы, обеспечивающие гетеросексуальную направленность полового влечения, формируются аутохтоино, а внешние воздействия лишь задерживают это развитие или приводят к регрессии, отбрасывая индивидуум к ранним, более примитивным стадиям (орально-каннибалиетской, анальпо-садиетической и т. п.), Гарри и Маргарет Харлоу из лаборатории по изучению поведения приматов (Висконсинский университет) показали, что формирование у макак-резусов поведенческих навыков, завершающихся способностью к нормальному спариванию, требует активных воздействий определенных факторов внешней среды, что факторы эти имеют социальный характер и что исключение этих социальных факторов приводит к грубой инвалидизации особи.
Поводом к проведению экспериментов послужило наблюдение, очень далекое от сексуальной сферы. Изучая развитие способностей к научению, Харлоу изолировал молодых обезьян от взрослых, с тем, чтобы исключить влияние последних на формирование навыков. Детенышей отнимали от матерей через несколько часов после рождения и держали в индивидуальных клетках. Сравнивая затем животных, полностью изолированных в течение 3, б и 12 мес, исследователи установили факт инвалидизации, углублявшейся пропорционально длительности пребывания в одиночестве. Если обезьяны, изолированные на 3 мес, будучи выпущены в вольеру, проявляли признаки сильнейших эмоциональных расстройств, но все же в конце концов адаптировались к жизни среди сородичей, то обезьяны, изолированные на 6 мес и выпущенные к сверстникам, уже не могли оправиться до конца своей жизни: они сидели, сжавшись в комок, обхватив себя руками и раскачиваясь, полностью уйдя в себя. За 8 последующих месяцев они так и не смогли войти в контакт со своими нормальными ровесниками, и лишь немногие иногда проявляли интерес друг к другу и пытались вступить в игру между собой. Что же касается 12-месячной полной изоляции, то у таких животных, полностью отсутствовали какие бы то ни было зачатки исследовательской или игровой активности (Подавление познавательного инстинкта). Через 10 недель пришлось прекратить наблюдения над содержанием этих животных в общем вольере, так как нормальные обезьяны буквально разрывали 12-месячных изолятов па части, а те не делали никаких, попыток защищаться (Подавление инстинкта самосохранения). Бросающиеся в глаза различия отмечены в мастурбаторной практике этих животных: В группе 6-месячных изолятов мастурбация, хотя и была редкой, все же наблюдалась, а у 12-месячных изолятов она практически отсутствовала, в то время как в контрольной группе отмечалась частая и регулярная мастурбация (Подавление сексуального инстинкта).
С указанными наблюдениями ассоциировались наблюдения над другой серией животных, которые с момента рождения содержались в отдельных клетках, могли видеть и слышать друг друга, но не имели физического контакта. Эта форма изоляции была обозначена как «частичная социальная изоляция». По окончании опытов по «интеллектуальному» научению животные этой группы, достигшие физической зрелости, были переведены в стадо производителей. «И вот тут-то мы заметили, что с ними творится что-то неладное... проходили недели, месяцы, а эти животные не спаривались... И тогда мы поняли, что вырастили стадо обезьян, ненормальных в половом отношении» (Подавление сексуального инстинкта).
Почему же даже частичная социальная изоляция, которая кажется сравнительно мягким видом воздействия, сказывается па поведении животного столь разрушительно? Обезьяна, воспитывающаяся в частичной социальной изоляции, не знает материнской любви. Поскольку она живет в клетке, у нее не может возникнуть чувство привязанности к сверстникам, которое для своего развития требует физического общения с другими молодыми обезьянами. И, наконец, в условиях проволочной клетки не формируются адекватные проявления полового влечения.
Часть самок, воспитывавшихся в полной изоляции, были затем искусственно оплодотворены, и тогда Харлоу с сотр. обнаружили, что ими создан новый вид животного, который, получил у них название «безмамной мамы». Такая обезьяна-мать, выросшая без матери и не знавшая материнской любви, и сама не испытывала любви к своим детям (Подавление материнского инстинкта). Многие подобные обезьяны-матери не обращали на своих детенышей никакого внимания, но были и такие, которые обращались с ними необычайно жестоко — придавливали малыша лицом к полу, откусывали у него пальцы и кисти, а одна из них даже вложила голову младенца себе в рот и раскусила ее.
На основании этих фактов Харлоу с сотр. пришли к выводу, что для нормального становления основных форм социального и полового взаимодействия между отдельными взрослыми обезьянами необходимо, начиная с младенчества, обеспечить им специфическое эмоциональное воздействие, носителем которого на самых ранних стадиях онтогенеза является мать.
Для выяснения компонентов, наиболее важных для нормального психофизиологического формирования особи, были сконструированы, различные типы суррогатных заменителей матери, одни из которых обеспечивали детенышу ощущение комфорта, вызываемое прикосновением к телу «искусственной» матери, другие - удовольствие от сосания или чувство насыщения. В подавляющем большинстве случаев младенцы предпочитали тряпочных матерей, не кормивших их молоком, проволочным суррогатам, дававшим молоко. С тех пор фотографии маленьких обезьянок, доверчиво прижимающихся к мягкой искусственной матери, обошли весь мир, наглядно продемонстрировав, что чувство комфорта, возникающее у обезьяньего детеныша при прикосновении к матери, и есть тот главный фактор, та главная побудительная сила, которая привязывает его к ней. Наблюдая за поведением малышей в изолированной комнате, исследователи установили основное свойство тряпочной матери - способность вселять в младенцев чувства безопасности и уверенности. Если детеныша сажали в изолированную комнату с игрушками, но без тряпочной матери (или с проволочным суррогатом, дающим молоко), то пи обычно свертывался в комочек и визжал от страха. Стоило, однако, внести туда же тряпочную мать, как малыш поспешно ковылял к ней и вцеплялся в нее изо всех сил.
Как только страх его проходил, детеныш начинал обследовать окружающую обстановку и играть, время от времени возвращаясь к своей неживой матери, чтобы потрогать или крепко обнять ее и тем ослабить свое чувство страха и неуверенности.
В присутствии искусственной матери обезьянка чувствует себя в полной безопасности.
Сравнивая искусственных матерей с настоящими, исследователи пришли к выводу, что настоящие матери, разумеется, лучше: «Тряпочная мать может снабжать детеныша молоком, но не из такой удобной посуды, как живая. Настоящая мать не дает малышу сосать после того, как он насытился, тогда как никакая искусственная мать не может остановить бесполезное сосание (регуляция пищевого инстинкта). Настоящая мать приучает детеныша помещать фекалии в одно место..., учит своего младенца понимать жесты и голосовые сигналы других обезьян. Настоящая мать подвижна и реагирует на все нужды младенца..., а суррогатная может лишь пассивно все принимать.
Позднее мать играет активную роль в отторжении младенца от себя... и это наталкивает его... на обследование окружающей... среды (активация познавательного инстинкта). Наконец (и это особенно важно для развития будущей способности к общению со сверстниками), настоящая мать с гораздо большим успехом... может регулировать первые младенческие игры».
Обобщая своя наблюдения, Харлоу с сотр. пришли к выводу, что основой формирования многих типов социального и полового взаимодействия является любовь, которая у макак-резусов развивается путем последовательной смены и взаимодействия главных видов, или «систем», любви, к которым относятся материнская любовь, любовь младенца к матери, любовь к сверстникам, гетеросексуальная любовь, отцовская любовь.
Играя, обезьянка время от времени притрагивается к искусственной матери, чтобы прогнать страх и обрести уверенность.
Важная функция материнской любви – направлять игру малышей так, чтобы они успешно играли вместе, а не порознь. Таким образом, материнская любовь оказывается этапом в развитии любви к сверстникам, которую супруги Харлоу считают самым важным видом любви с точки зрения её роли на протяжении всей жизни животного. Возникая на основе любопытства и исследовательской деятельности и развиваясь затем в процессе игр, общение со сверстниками способствует формированию привязанности к товарищам, развитию основных социальных ролей, торможению агрессивности и созреванию полового чувства.
Гетеросексуальная любовь в свою очередь развивается из любви к сверстникам.
У разных семейств животных гетеросексуальная любовь различается по форме и функциям. «Если это крыса и ее половая жизнь определяется эндокринной системой - все очень просто. Но если перед вами обезьяна... или человек, а гетеросексуальное поведение и здесь реализуется главным образом гонадами - тогда дело плохо... У приматов половая жизнь без предшествующей и сопровождающей ее любви искажается и нарушается».
Васильченко Г.С. Общая сексопатология, руководство для врачей. Москва, “Медицина”1977 г.стр.133-138.