Давайте подробнее рассмотрим все аспекты.
1. Психоэмоциональное развитие новорожденного ребенка и его органов чувств.
Почему возникла необходимость поднимать этот вопрос? Причина кроется в том, что молодые мамы воспринимают своих малышей как самих себя, забывая о том, что 3-х месячный малыш во многом отличается от ребенка 1,5 лет и уж тем более, от взрослого человека. Обычным доводом мам, которые носят своих малышей на руках, повернув их лицом к миру, является тот миф, что «малыш очень любопытный и ему интересно смотреть по сторонам». С данной информацией в голове они начинают искать аналог этого положения на детских переносках.
Давайте пробежимся по этапам развития органов чувств у младенцев.
В первые две недели жизни новорожденный не реагирует на внешние раздражители, он видит только мигающий яркий свет, а вот движущиеся предметы еще не вызывают у него никакой реакции.
После 2-х недель до 4 месяцев – зрение малыша начинает активно развиваться, он начинает видеть цвета и предметы на расстоянии более 20 см, острота зрения увеличивается с каждым днем, малыш уже можно следить за движением предметов на близком расстоянии.
2 месяца: Младенец уже может следить за вглядом взрослого. Он различает черный, белый, красный, зеленый цвета. Зрительное поле младенца ограничено расстоянием 60 см, при этом он видит предметы размером не больше 60 см.
3 месяца: Зрение младенца уже достигает 1/10. Он способен различать знакомые объекты (бутылочка, любимая игрушка…). Он воспринимает объекты величиной от 2 мм до 60 см.
4 месяца: Зрительное поле младенца увеличивается. Он может следить за вашими перемещениями по комнате и способен отличать выражение лица (грустное/веселое) при близком расстоянии.
С 4 до 6 месяцев – ребенок начинает различать мелкие детали предметов, рассматривать их, узнавать их. Пространственное восприятие формируется у ребенка только к полугоду.
6 месяцев: Зрение младенца становится лучше – теперь оно составляет 2/10. Он видит маленькие объекты, такие, как крошки или нитки (на близком расстоянии). Он воспринимает расстояния и рельефность изображения.
В этот период и до года малыш начинает узнавать знакомые предметы, узнавать лица близких ему людей – маму и папу. Период формирования окружения с точки зрения «свой-чужой» у ребенка идет до 8-9 месяцев.
9 месяцев: Зрение ребенка уже 3/10. Его зрительное поле значительно расширяется. Для сравнения: в этот период младенец может «читать» газету.
12 месяцев: Зрение младенца уже 4/10. С точки зрения панорамности изображения, ребенок видит уже как взрослый. Он хорошо различает различные цвета. Его восприятие высоты и глубины еще улучшится по мере того, как он начнет ходить.
Итак, пространственное восприятие у ребенка появляется к 6-ти месяцам, а видеть как взрослый он начинаетТОЛЬКО К ГОДУ! Поэтому, говорить о том, что ребенку «скучно и неинтересно» видеть перед собой маму – это заблуждение. Могу сказать более – если малышу некомфортно быть рядом с вами – это сигнал тревоги.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что именно ношение в слинге имеет положения, которые ОЧЕНЬ ТЕСНО увязаны с развитием ЗРЕНИЯ у младенцев – практически совпадает со сроками, приведенными выше.
А именно:
- от рождения до 2-3 недель (зрение практически не развито) рекомендовано положение «колыбелька» - когда малыш находится в горизонтальном положении, которое совпадает с положением малыша на руках у мамы во время кормления.
Слинги, которые позволяют носить в данном положении: слинг с кольцами, слинг-шарф. В других видах слингов данные позиции не совсем адаптированы и могут использоваться лишь в экстренных случаях.
- до 3-х месяцев рекомендовано ношение «лицом к лицу» на животе - малыш до этого возраста не различает далеких предметов, а родное лицо мамы, которое он видит с первых минут жизни во время кормления, действует на малыша успокаивающе и создает ощущение безопасности.
Если ваш малыш кричит, нервничает, с явным постоянством негативно реагирует на близкий контакт с вами приправильном ношении его в слинге или на руках лицом к себе (а это фактически одно и то же), но при этом успокаивается и прекрасно себя ведет в положении «лицом к миру» - задумайтесь серьезно об этом. Возможно, причина кроется в том, что некогда у ребенка закрепилась отрицательная эмоция на положение ребенка лицом к вам. Быть может, вы несколько раз брали его на руки в плохом настроении, нервничали, возможно, ругались с кем-то в этот момент, громко и импульсинво разговаривали. При неоднократном повторении ситуации у малыша может возникнуть неприятная ассоциация с этим положением. Положение «лицом к маме», когда малыш фактически лежит или прижат к вашему животу (груди) считается не только благоприятной для младенцев – а порою даже лечебной. Согретый вашим теплом животик малыша помогает справиться с коликами, тесный контакт кожа к коже помогает недоношенным младенцам быстрее догнать своих ровесников по рождению (метод кенгуру), вибрация голоса матери и ее сердцебиение на уровне инстинктов действуют как природный анальгетик и успокоительное.
Поэтому, если такой сильной мотивации недостаточно, чтобы малышу было комфортно на вашей груди (животе), значит, и причина этого отказа должна быть серьезной. Постарайтесь преодолеть это и «перепрограммировать» негатив на положительные эмоции с помощью ласки, грудного кормления и тп.
После 3-х месяцев ношение в этой позиции в некоторых слингах становится не очень удобным, в частности, в слинге с кольцами – за счет того, что вес ребенка давит маме на одно плечо и его положение плохо уравновешено.
С 4-х месяцев рекомендовано ношение «на бедре» или «полубедре» - замечательная позиция, которая особо удобна при ношении в слинге с кольцами и слинге-шарфе. В чем ее прелесть? В том, что малыш все также находится в близости с мамой – видит ее лицо, но уже его обзор зрения не ограничен, как в позиции «на животе» - он может видеть предметы, которые впереди и позади него в той степени, насколько позволяет ему его зрение.
С 6-ти месяцев разрешено ношение ребенка «за спиной». Обратите внимание, именно когда у малыша появляется восприятие пространства и окружающих далеких предметов, его можно носить за спиной, когда он не видит лица мамы и уже самостоятельно может оценить или разглядеть тот или иной предмет.
Как видим, развитие позиций в слингоношении очень правильно подстроено под развитие зрения у младенцев. Но это не значит, что после 6-ти месяцев нельзя носить в колыбельке, если малыш уснул, или на бедре (животе).
СЛУХ.
Слух младенцев развит очень хорошо с рождения, НО, очень избирательно. Умная природа позаботилась о том, чтобы чуткие ушки малыша угадывали сердцебиение и голос матери, но при этом могли не реагировать на шум и посторонние резкие звуки дома и на улице. Волшебства тут никакого нет. 9 месяцев малыш растет и развивается в утробе матери: глухие звуки ее голоса, тембр и 24-ти часовое звучание ударов сердца – та среда, которая ежесекундно окружает малыша до его рождения. Поэтому голос и сердцебиение самого близкого ему человека – те звуки, которые он угадает из сотни других. Узнавание проходит на бессознательном уровне – малыш успокаивается, перестает плакать, если заговорить с ним, взять на руги и прижать к груди.
При этом нервная система младенцев устроена таким образом, чтобы посторонние резкие звуки и шум не лишали ребенка драгоценных часов сна, который так необходим для его правильного и здорового развития, как физического, так и психического. Поэтому не надо удивляться, если ребенок спокойно спит в одной комнате с включенным телевизором или радио, замечательно сопит на шумной улице среди криков бегающей детворы и гудящих машин.
Для гармоничного развития ребенка в первые месяцы жизни очень важно с ним разговаривать – неважно о чем, главное, КАК. Спокойным, ласковым голосом, который так привычен для малыша.
Слинг позволяет общаться с малышом в непосредственной близости и при зрительном контакте с ребенком – а зрительный контакт очень важен!
ОСЯЗАНИЕ.
Осязание играет очень важную роль в развитии ребенка. Начиная от поглаживаний малыша по голове и спинке и заканчивая тактильными ощущениями ребенка при изучении предметов различной фактуры – все это формирует у ребенка картину мира, его отношение к нему. Чувство безопасности и защищенности, доверие к миру позволяют ему более открыто и с бОльшим желанием и любознательностью изучать окружающее его пространство.
Если вы когда-то общались со слингомамами, возможно, слышали от них, как во время прогулки в слинге малыши часто держатся за мамину грудь, если мама позволяет им это делать, предварительно прикрыв ее от посторонних взглядов. Моя дочь часто делала такое, когда она, находясь в слинге, видела большую собаку, или слышала какой-то громкий звук – она инстинктивно хваталась рукой за грудь, тем самым, ища защиту и подтверждение того, что она находится в безопасности рядом с мамой. То же самое проделывают дети, когда кормятся грудью – это очень сильное успокаивающее средство для младенца, порою неотъемлемая часть процесса сосания груди.
А когда малыш чувствует себя также уверенно и спокойно, как во время сосания груди, то он более открыт для познания, его мозг работает на прием новой информации, ведь когда тебе страшно или что-то непонятно, ты испытываешь стресс, и процесс восприятия информации искажается и становится менее эффективным.
Иными словами, для новорожденного ребенка для более гармоничного и эффективного усвоения новой информации и, как следствие, общего психо-эмоционального развития, очень важны и эффективны в комплексе:
- зрительный контакт с матерью
- слуховой (голосовой) контакт
- тактильный контакт
Теперь вернемся к тому, чему посвящена тема статьи – положение ребенка на руках у мамы «лицом к миру»:
- зрительный контакт с матерью (отцом) отсутствует. Кроме того, если ребенку нет еще 6-ти месяцев, у него нет окончательно сформированного пространственного восприятия, поэтому, не видя мамино лицо, ее реакцию, он не может адекватно оценивать то, что он видит вокруг.
- голосовой контакт с матерью (отцом) есть, но он не полный, пустой. Почему? Потому что разговаривать с малышом, когда вы не видите его лицо, довольно сложно и даже бессмысленно. Невозможно рассказывать ему по дороге о том, что вот идет хорошая и пушистая кошка, если Вы не видите, куда смотрит в данное время вам малыш – а может, он вообще спит?
- тактильный контакт с матерью (отцом)отсутствует. Единственное, что может ощущать через спину ребенок – так это Ваше дыхание и сердцебиение. Ни потрогать вас, ни коснуться, ни тем более положить голову Вам на грудь или подержаться за сосок вашей груди в этом положении он не сможет.
Резюмируя, можно сказать, что ношение ребенка «лицом к миру» особенно в незнакомой для ребенка обстановке,очень нежелательно. И при ношении его в специальных переносках, где такое положение предусмотрено, мама заведомо длительно подвергает ребенка ненужному стрессу, не только не помогая ему удовлетворять «любопытство», а скорее наоборот, создает проблемы на пути к появлению этого чувства у ребенка. Мельтешение предметов без соответствующих комментариев (голосовых, тактильных, зрительных) даже взрослому очень быстро надоест. Это сродни тому, что смотреть часто сменяющиеся слайды с непонятными картинками без озвучки.
2. Физиологичная переноска – ключевые моменты
Когда вы решаете приобрести для ношения ребенка слинг – вы, в первую очередь, приобретаете емуфизиологичную переноску. Это не рекламный слоган, это тот самый ключевой момент, который отличает слинг от того же пресловутого «кенгуру».
А именно: естественным положением бедер новорожденного.
Обратите внимание, как спит новорожденный ребенок: его бедра широко разведены, колени согнуты. Аналогично, когда вы держите ребенка вертикально, прижав его к своему животу, он рефлекторно раздвигает ножки, как бы обнимая вас ими.
Физиологичность этой позиции обусловлена не только тем, что она естественна для ребенка, но и тем, что она более комфортна и для взрослого, который несет на себе малыша.
Если вы когда-то в детстве (и не только) запрыгивали кому-то на спину, вы наверняка замечали, что если подпрыгнуть повыше и дать позволить взять Вас под коленки – ношение для обоих участников становится легче: вам удобнее быть в положении, когда ноги не болтаются внизу, а подогнуты и обнимают несущего за талию (бедра), а несущему вас проще нести, поскольку вы компактно распределили свой вес по его спине. Как только вы опускаете вниз ноги – нести вас становится намного тяжелее и вся «фигура» может отклониться назад.
Аналогично, если вы несете ребенка на животе или бедре – чем выше подняты его колени, чем плотнее он прижат к вам, и чем сильнее он обнимает вас ногами, тем самым, немного облегчая вам задачу. Нести его гораздо проще, чем если бы он был повернут к вам спиной, а его ноги свисали вниз.
Еще один немаловажный момент – это спина ребенка.
С рождения ребенок имеет небольшое искривление позвоночника (кифоз), который является естественным следствием его внутриутробного периода жизни. По этой причине положение на руках у матери во время кормления в виде эмбриона– одно из самых физиологичных. Малышу комфортно и естественно спать у вас на груди, подогнув колени и «свернувшись калачиком», или даже спать вот таким образом:
Таким образом, получается, что для более физиологичного ношения ребенка именно положения повернутым «лицом к матери» - на животе, на бедре, за спиной является максимально удобным и естественным. В положении"лицом к миру" ребенок не может ествественно округлить спину, она у него постоянно находится в напряженном состоянии, голова не имеет опоры. А сон в этом положении, когда мышцы шеи у ребенка расслаблены - это по сути преступление со стороны родителей!
Резюмируя, в положении "лицом к матери":
- ноги ребенка имеют опору и плотно прижаты к матери
- ребенок может поднять колени и обнять своими бедрами мать
- ребенок может положить голову на грудь (спину) во время сна (см.фото ниже)
После всего вышеприведенного подумайте: «Настолько ли вам необходимо носить своего ребенка в положении «лицом к миру», если это:
а) противоестественно
б) неудобно
в) бессмысленно
г) небезопасно
|